Каменный мост. Понте Ротто: первый каменный мост в Риме Первый каменный мост

Каменный мост. Понте Ротто: первый каменный мост в Риме Первый каменный мост
Каменный мост. Понте Ротто: первый каменный мост в Риме Первый каменный мост

Декабрь 11, 2018

Здесь, на Палатинском мосту, ежедневно останавливаются сотни туристов, чтобы в который раз запечатлеть себя у стоящего посреди реки громадного обломка древнеримской истории. Многие сотни лет он возвышается над неспокойными водами Тибра в том месте, где река делает последний поворот, прежде чем покинуть район исторического центра Вечного города. Это сохранившиеся до сих пор остатки древнего моста, называемого сегодня Понте Ротто (Ponte Rotto), являвшегося первым каменным мостом Рима.

Понте Ротто, Тибр

При проведении работ по расширению русла реки и облагораживанию его берегов, в 1887 году пешеходный мост через Тибр был ликвидирован. Его два арочных пролета, находившиеся ближе к западному берегу и построенные в XVI веке, разрушили, оставив лишь один по центру реки. Возвышающаяся над водой руина до сих пор опирается на оригинальные пилоны, построенные во II веке до н.э.

Сломанный мост, 2018г

Сегодня остатки моста покрывает множество трещин, придавая этому осколку древнеримской истории ни с чем несравнимый романтический вид. А стоящий посреди реки Сломанный Мост в Риме будет всегда напоминать его жителям об огромной разрушительной силе Тибра.

Большой Каменный мост в Москве – один из самых известных мостов столицы, да и всей России. На всех изображениях, будь то открытки, постеры, фотографии, где фигурирует , обязательно в кадр входит и Большой каменный мост. Это сооружение, предназначенное как для людей, так и для автомобилей, соединяет два берега Москвы-реки. С одной стороны моста расположена Боровицкая площадь и улицы Знаменка и Моховая вблизи , с другой – Болотный остров и улица Большая Полянка.

До ХV столетия вместо современного моста был наплавной мост, представляющий собой настил из бревен, положенный на несколько скрепленных плотов. Такое сооружение было удобно в пользовании, при необходимости – набеги врагов, сход льдин, покрытие реки льдом – его можно было просто убрать.

После окончания набегов татарских войск на город, количество жителей Замоскворечья заметно возросло, что привело к потребности в постоянном крепком мосту. В 1643 году, по приглашению Михаила Романова, в Москву прибыл архитектор Ягон Крилстер из Страсбурга для создания нового моста. Задуманное сооружение по тем временам должно было стать потрясающей конструкцией. Высота моста планировалась более 30 метров, основой должны были стать быки-ледорезы, обработанные металлом, чтобы защитить переправу во время схождения льда. В результате он должен был быть настолько прочным, чтобы выдерживать даже пушечные выстрелы. Смерть Клистера задержала возведение переправы на несколько десятилетий.

Только в 1682-1687 годах было полностью завершено возведение моста. Руководил проектом монах, про которого не осталось никаких данных. В результате получилось масштабное сооружение - 170 метров в длину и 22 метра в ширину. Конструкцию держали 8 арок. Арки в центре моста были высотой 15 метров. Такой высоты было достаточно для прохода судов под конструкцией. Чтобы защитить мост от боевых действий во время войн, на правом берегу реки была возведена башня с шатрами. Мост стал не только способом быстрой связи между двумя берегами, но и возможностью вести торговлю, так как с двух сторон находились торговые лавки.

Новая переправа прослужила до 1859 года. Потом из-за ветхости его заменили уже металлической конструкцией с тремя пролетами. Современный вид Каменный мост обрел в 1938 году. Новым проектом занималась группа мастеров: инженер Н. Я. Калмыков и несколько профессиональных архитекторов. Сегодня мост имеет 487 метров в длину и 40 метров в ширину.

Если смотреть на город с этого моста, то можно увидеть панораму исторического центра Москвы и три главных набережных города.

В древности на Руси мостов не строили, потому что любую реку можно было зимой пересечь по льду, а летом переправиться на лодке или пароме. На особенно оживлённых путях ставили так называемые «живые» мосты – плоты или большие лодки выстраивали в ряд и покрывали деревянным настилом, по которому люди и повозки перемещались с одного берега на другой. С первыми заморозками конструкцию разбирали и вытаскивали на берег, а сразу после весеннего ледохода восстанавливали в прежнем виде. Такой вариант переправы, простой и недорогой, всё же имел и серьезный недостаток: два раза в год сообщение между берегами на несколько дней прерывалось.

Такое временное неудобство могло быть терпимым в других местах, но здесь превращалось в проблему, поскольку расположенные в Замоскворечье стрелецкие слободы оказывались отрезанными от Кремля, и в случае народных волнений царь попал бы в сложную ситуацию. Михаил Феодорович, первый из Романовых, эту опасность вполне осознавал, ведь его детство прошло в Смутное время, поэтому царь озаботился возведением современного каменного моста. Зодчего пришлось приглашать из Европы – свои мастеровые не обладали необходимым опытом. В 1643 году из Страсбурга приехали палатный мастер Анце Кристлер и его дядя Иоганн.

Иностранцы привезли с собой множество инструментов и приспособлений, необходимых для производства работ, и взялись за дело с истинно немецкой доскональностью: произвели замеры, подготовили чертежи и смету и даже представили царю деревянный макет будущего моста. Впрочем, представители заказчика тоже старались войти во все подробности – видимо, не хотели оплошать, ведь в те времена царевы люди отвечали не только за освоение казенных денег, но также и за конечный результат. Дьяки Посольского приказа заставили Анце Кестлера письменно ответить на вопрос, «можно ли будет тому его мосту устоять от льду толщиной в два аршина?»

Немец за свой мост ручался: «у него будут сделаны шесть быков каменных острых, а на тех быках учнет лед, проходя, рушиться, а тот рушенный лед учнет проходить под мост между сводов мостовых, а своды будут пространны, свободного места будет по сорок аршин, а меж свободных мест у столпов будут же сделаны острые отлоги; и от льда мосту порухи никакой не будет». Но строительство моста через Москву-реку, едва начавшись, тут же остановилось – и русский царь Михаил Федорович, и немецкий зодчий Анце Кестлер в 1645 году скончались. Вернулись к проекту лишь в 1682-м, когда страной правила царевна Софья, для которой стрельцы тоже много значили.

Князь Василий Васильевич Голицын, фаворит царевны и большой поклонник европейской культуры, в том числе и зодчества, распорядился достроить мост по чертежам Кристлера, что и было за пять лет исполнено старцем Филаретом, до принятия монашества известным «мостового каменного дела мастером». Диковинное по тем временам сооружение, видимо, денег казне стоило немалых, ибо вошло в поговорку: «дороже Каменного моста». На левом берегу реки мост начинался от Всесвятской стрельницы с проезжими воротами в примыкавшей к Кремлю стене Белого города. Две центральных арки моста, самые большие по размеру, служили для прохода барок с товаром.

В других арках были водяные мукомольные мельницы с плотинами и сливными воротами. На правом берегу реки мост выходил к Берсеневке и кружалу, в котором пьянствовали еще опричники Ивана Грозного. За прошедшее столетие царев кабак не утратил популярности и был всей Москве известен под названием «Заверняйка». В это развеселое местечко ходить, однако, следовало с осторожностью и лучше в компании друзей, потому что одинокие гуляки становились легкой добычей воров, обосновавшихся под последней аркой на левой стороне моста – «под девятой клеткой», как тогда говорили. Оглушив и обобрав человека, разбойники бросали его в реку, и это у них называлось «концы в воду».

Главарем шайки был легендарный душегуб Ванька Каин. При каком-то удобном случае дьяки Разбойного приказа завербовали его в осведомители, но… «хотели как лучше, а получилось как всегда». Пользуясь связями с ворьем, Ванька продолжал грабить, а связи с Разбойным приказом делали его неуязвимым. Так что первым «оборотнем в погонах» следует считать именно его, Ивана Осипова. В XVIII веке на мосту – хотя ширина его составляла всего одиннадцать саженей – появились постройки: табачная таможня, пивной двор и четыре каменные палатки князя Меншикова. Однако не торговля, а ледоходы и наводнения представляли для моста главную угрозу.

В царствование императрицы Анны Ивановны было приказано мельницы убрать и быки очистить, чтобы между ними был свободный проход воде, но все же весеннее половодье 1783 года причинило сооружению слишком серьезный ущерб. Два года спустя был прорыт Водоотводный канал, что позволило капитально отремонтировать опоры Каменного моста, а заодно он был очищен от всех лавочек и огражден каменными перилами. Впрочем, ширина проезжей части и ширина арок остались без изменений, и весеннему напору воды мост противостоял все хуже и хуже, так что ремонтировать его после наводнений приходилось и в XIX веке.

Новый мост, торжественно открытый в 1859 году, спроектировал и построил инженер-полковник Танненберг по повелению императора Александра II. Конструкция представляла собой три большие чугунные арки на двух каменных быках с мощными ледорезами. Эти острые выступы на западной стороне мостовых опор вошли в московский фольклор в байке про некоего крупного чиновника, который спросил, для чего они нужны, а получив ответ на свой вопрос, встревожился: «А что же будет, если лед пойдет с другой стороны?..» Тот мост, по которому мы ходим сегодня, построили в 1938 году. У него над водой всего один пролет длиной сто пять метров.

Если пройти его до конца, то с площадки лестницы откроется чудесный вид, знакомый старшему поколению по картинкам на советских трехрублевках (были такие зеленые бумажки в те времена, когда бутылка водки стоила три рубля шестьдесят две копейки). Это одно из немногих мест – не считая крыш, конечно, – откуда все пять кремлевских звезд не только хорошо видны, но даже помещаются в кадр обычного фотоаппарата. Поэтому здесь часто фотографируются, а иногда и кино снимают. Например, «Место встречи изменить нельзя» – помните, когда солдатик любуется рубиновыми звездами, а Глеб Жеглов стреляет у него сигарету: «“Камель”… трофейные».

Как добраться до Большого Каменого моста: ст. метро Боровицкая.

Большой Каменный мост, пожалуй, самый известный из всех московских мостов. На большинстве эффектных открыток с видами на Кремль фигурирует именно Большой Каменный мост, соединяющий два берега Москвы-реки в районе Боровицких ворот Кремля. По этому мосту могут перемещаться и пешеходы и автомобили, а сам он, несмотря на название - металлический. Вблизи Боровицкого холма мост выходит к улицам Моховой и Знаменке. А второй конец моста, лежащий на Болотном острове, ведет к улице Большая Полянка.

В древности вплоть до 15 века на этом месте располагался наплавной мост. Подобная переправа представляла собой бревенчатые настилы, уложенные на основание из плотов. Наплавные мосты были очень практичны - их легко можно было разобрать в случае нападения врага, или зимой, когда река покрывалась льдом.

Когда набеги татарских полчищ на Москву прекратились, а населения Замоскворечья значительно выросло, возникла необходимость в установке постоянного крепкого моста. В 1643 году царь Михаил Федорович пригласил для возведения первого постоянного каменного моста мастера из Страсбурга Ягона Крилстера. Царь лично осматривал чертежи, предоставленные мастером. Мост был хорошо приспособлен к условиям местности, в его основании должны были установить шесть обитых железом быков-ледорезов, которые защищали бы мост в период ледохода. Своды моста планировали сделать высотой 30 метров, а сама конструкция должна была выдержать прохождение большого пушечного наряда. Это был грандиозный по тем временам замысел, но из-за смерти архитектора и монаршего заказчика строительство приостановили на долгое время.

Строительство моста было завершено лишь в 1682-1687 годах русским монахом, имя которого не сохранилось. Длина нового моста равнялась 170 метрам, а ширина - 22 метрам. Всего мост имел 8 арок, центральные арки были с пролетами в 15 метров для того, чтобы под ними могли проходить суда. Въезд на переправу с левого берега осуществлялся через Всехсвятские ворота Белого города, и мост поначалу также называли Всехсвятским. Для защиты моста от возможного нападения неприятеля, на правом берегу построили башню с двумя шатрами. Кроме того, по традиции мост служил не только переправой, но и торгом, по обе его стороны располагались переносные лотки и лавки.

Долгое время Большой Каменный мост через Москву-реку служил городу, но к 1859 году он обветшал и нуждался в обновлении. Каменный мост разобрали, а на его месте построили первый в Москве металлический трехпролетный мост.

Современный Большой Каменный мост был построен в 1938 году. Над разработкой проекта работала группа специалистов в составе инженера Н.Я. Калмыкова и архитекторов: В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, М.А. Минкуса. Общая длина моста вместе с подъездами равняется 487 метрам. Ширина речного пролета - 105 метров, а береговых - 42,5 метров. Ширина моста - 40 метров. Перилами служат чугунные литые решетки с изображением советского герба Москвы. С моста открывается замечательный вид на многие московские достопримечательности. Отсюда видно Кремль, храм Христа Спасителя, Дом на набережной, Софийскую, Пречистенскую и Барсеневскую набережные.

Это, пожалуй, самый известный мост столицы. Именно его, чаще всего, можно увидеть на видовых фото Москвы. Здесь, Вам и Кремль, и Москва-река и, собственно, Большой Каменный мост, высоко поднятый над водой. Так сказать, «бренд столицы».

Как раз рядом с ним, Глеб Жеглов и Володя Шарапов, в фильме «Место встречи изменить нельзя», встретили солдата, любовавшегося видами Москвы. Дело было после война, а значит, они уже видели мост, построенный в 1938 году.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя». С лева на право: Шарапов - солдат - Жеглов.

Он, безусловно, удобен, поскольку имеет лучшее, с точки зрения автомобильного движения, расположение (его предшественники, неизменно, стали бы виновниками пробок, если были бы сохранены). Он достаточно высок и, позволяет беспрепятственно, небольшим судам, курсировать по реке. С моста открывается один из лучших видов на центральную часть города, да и сам он имеет весьма красивое оформление. Однако, история его предшественников куда более захватывающая.

Итак,первая переправа появилась на этом месте в незапамятные времена и, проходила,скорее всего, через брод. Значение ее постоянно росло, поскольку здесьсходились важные дороги и водные пути, а само поселение, вошедшее в составСуздальского княжества, выполняло роль опорного военного пункта на границе снесколькими княжествами (Смоленским, Новгородским, Рязанским и Северским).

С какого времени, неизвестно, но здесь появился наплавной мост, представлявший собой нехитрую деревянную конструкцию из досок, положенных поверх плотов, перекрывавших почти 100 метров водной поверхности. Такие мосты использовались повсеместно и имели множество недостатков. Во-первых, их нужно было разводить и сводить во время прохода судов, что занимало немало времени. Во-вторых, они могли пострадать от пожара и в период ледохода и ледостава. Так что мост нужно было наводить ежегодно, после схода льда и до его появления. В такое время, когда переправа была убрана, а лед уже начинал ломаться, добраться до другого берег было очень сложно, опасно, а иногда и просто невозможно. Тем не менее, современники восхваляли деревянные «Москворецкие мосты». Отметили их и иностранцы. В XVII веке в Москве побывал Павел Алеппский, путешественник и церковный деятель из ныне печально известного города Алеппо. Он оставил вот такие записи: «Мост близ Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление: он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми веревками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что он держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде, а когда вода убывает, опускается и мост. Когда подъезжает судно с припасами для дворца из областей Казанской и Астраханской… из Коломны… к мостам, утвержденным (на сваях), то снижают его мачту и проводят судно под одним из пролетов; когда же подходят к упомянутому мосту, то одну из связанных частей его освобождают от веревок и отводят ее с пути судна, а когда оной пройдет к стороне Кремля, то снова приводят ту часть (моста) на ее место. Здесь всегда стоит множество судов, которые привозят в Москву всякого рода припасы… На этом мосту есть лавки, где происходит бойкая торговля; на нем большое движение; мы постоянно ходим туда на прогулку… по нему беспрерывно движутся взад и вперед войска. Все городские служанки, слуги и простолюдины приходят к этому мосту мыть платье в реке, потому что вода здесь стоит высоко, в уровень с мостом».


Москворецкий наплавной мост. Гравюра Питера Пикара. XVII век.

Представить себе как выглядел наплавной мост поможет гравюра Питера Пикара, выполненная в XVII веке и запечатлевшая соседний подобный мост на Москва-реке.

XVII век был очень тяжелым для Москвы и многих других земель государства. Наша страна переживала последствия Смутного времени, разорения земли поляками, частые смены правителей. Разрослись военные слободы, да и ремесленный люд воспрянул после длительного периода хаоса. Назрела необходимость прочно связать берега реки Москвы каменным мостом. Только вот в самой Москве, опыта по подобному строительству не было, если не считать двух небольших кирпичных мостов, возведенных еще в XVI веке, поэтому и обратились к иностранному специалисту. В 1634 году пригласили «палатного мастера» из Страсбурга – Кристлера. Тот приехал не один, а с племянником и множеством необходимых инструментов. На основе их расчетов русские мастера выполнили деревянный макет, а иностранцы подготовили все необходимые расчеты, что и было представлено в Посольском приказе. Однако, затраты на строительство были не шуточными и, проводившие экспертизу думный дьяк Григорий Львов и каменных дел мастер Степан Кудрявцев, должны были убедиться в их целесообразности. Мастера гарантировали, что мост устоит «от льду в два аршина» (около 1,5 метра), благодаря шести каменным «быкам» на мощных опорах. Они также заверили экспертов, что «Своды будут сделаны толсты и тверды, и от большой тягости никакой порухи не будет». Ширина моста позволяла проходить войскам и артиллерии. А со стороны Кремля, конструкция должна была соединяться с мощным предмостным укреплением, которое бы позволило защищать подступы к «сердцу» Москвы. Проект был представлен царю – Михаилу Федоровичу и окончательно утвержден.

Почти сразу начали заготавливать нужный материал. К сожалению, первому царственному Романову не удалось войти в историю как строителю «чудо-моста», так как в 1645 году он скончался. По печальному совпадению и Иоганн Кристлер последовал за заказчиком год спустя. А грандиозную затею отложили на долгие годы.

Вернулись к проекту только в 80-х годах XVII века и достраивали мост 5 лет. Работы велись уже под руководством русского мастера, при этом монаха. В 90-х годах мост был закончен и получил название Всехсвятского, по воротам Белого города, к которым он подходил. (На современной карте Москвы – это выход к Москве-реке улицы Ленивки, вблизи Кремля). Противоположная, Замоскворецкая сторона заканчивалась башней, представлявшей предмостное укрепление. Всехсвятский мост в конце XVII в.

Всехсвятский мост в конце XVII в. Рисунок Аполлинария Васнецова.

Общая длинна моста была – 140 метров, а ширина – 22. Это, примерно, в 3 раза шире, чем средневековые улицы центра Москвы. При таких габаритах, мост превратился в отдельный город, который теперь даже трудно представить! На нем были построены деревянные лавки и каменные палаты, где расположились: пивной двор, Корчемная канцелярия и тюрьма, торговля разными товарами. Над всем этим возвышались «верхние гульбища», используемые для культурного распития слабоалкогольных напитков. Внизу находились ледники для сохранения товаров. Наверху развернулся торговый, деловой и развлекательный центр для приличной публики. Сюда приходили, чтобы полюбоваться видами города и развлечениями, вроде кулачных боев, которые устраивали на льду и, с восторгом наблюдали за ледоходом с безопасной высоты моста.

В 1697 году, по случаю взятия Азовской крепости, юный Петр I, через этот мост и находившиеся там Триумфальные ворота, во главе своих войск вошел в Кремль. Кроме того, ежегодно по мосту проходили крестные ходы в Донской монастырь из Успенского собора.


Всехсвятский мост имел еще одну интересную особенность: между опорами реку перегородили плотиной и устроили мельницу. Что, к сожалению, послужило началу его разрушения из-за усилившейся нагрузки. Кроме этого, некоторые исследователи склонны считать, что наши строители не смогли соблюсти все технологии строительства, задуманные Кристлером, в силу отсутствия опыта, что тоже ослабило постройку и, между прочим, сильно увеличило смету. Мост получился очень дорогим и даже вошел в распространенную, в то время, поговорку «Дороже Каменного моста».
Как это не удивительно, но только Анна Иоанновна, в 1731 году позаботилась о сохранности моста и его внешнем облике, приказав разобрать плотины, мукомольные мельницы и часть лавок. Тем не менее, мост продолжал разрушаться. К сожалению, после потери лоска и великолепия, мост окутала дурная слава. Под его пролетами образовался воровкой притон с логичным названием «Под Каменным мостом». Самым известным персонажем там был Ванька-Каин, на начальном этапе своей грандиозной карьеры, вора, разбойника и, по совместительству, информатора Сыскного приказа. Правда, службу он свою организовал таким образом, что вся московская полиция была у него в услужении и к этому времени из-под моста уже переехал в один из лучших особняков. Тем не менее, так называемые, «печуры» - вырытые под пролетами моста ямы, пополнялись новыми криминальными элементами, под патронажем Ваньки-Каина. Кстати, именно от туда пошло воровское выражение «концы в воду», поскольку обворованных, зачастую, просто сбрасывали в Москву-реку у Большого Каменного моста. Дело было поставлено с таким размахом, что пришлось присылать людей из Санкт-Петербурга, не замешанных в этих делах, для наведения порядка. По свидетельствам того времени, жители Москвы боялись ночевать дома, понимая, что их не спасет ни стена, ни замок. После каждой ночи, в городе находили убитых и ограбленных и каждое утро начиналось с опознания жертв. Это мрачное время закончилось только в 50-х годах XVIII века с разгрома банд и ссылки Ваньки-Каина на каторгу.
В 60-х годах XVIII века мост реконструировали, под руководством Дмитрия Васильевича Ухтомского, которого считают основоположником русской архитектурной московской школы, имевшей черты пышного барокко, при сохранении национального колорита. Однако, в данном случае, знаменитый архитектор не перестраивал мост, а лишь упростил его конструкцию, разобрав шестивратную башню и убрав часть лавок, чтобы снять лишнюю нагрузку. Мне не попадалось документов, свидетельствующих о укреплении опор, но, возможно, что следующие 20 лет мост простоял, именно, благодаря этим работам. За тот период он запомнился как последняя дорога Пугачева, которого провели на казнь через Большой Каменный мост на Болотную площадь, находящуюся в одном квартале за рекой Москвой, в 1775 году.

А в 1783 - произошел обвал 3-х арок. Погиб рыбак, находившийся под мостом, прачка, стиравшая белье и еще 2 человека, оказавшиеся поблизости. Для проведения восстановительных работ, прорыли Водоотводной канал из-за которого и появился, в самом центре города длинный и узкий загнутый как кусок Краковской колбасы, остров, с название Болотный, включавший в себя ту самую Болотную площадь.
Очередной ремонт позволил еще на несколько десятков лет продлить жизнь дряхлеющего Каменного моста. Таким образом, он стал свидетелем пожара в Москве 1812 года. По его камням отступала наполеоновская армия из разоренного города, и, потом, еще долгое время перевозили строительные материалы для восстановления сожженного центра. Он стал очень стар и слаб, постоянно нуждался в ремонте, но, когда в 1859 году было принято решение о сносе Большого Каменного моста, большая часть москвичей восприняли это как печальную потерю. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России» - написал Снегирев, один из очевидцев.

Мост ломали, разбирали и, даже взрывали пороховыми зарядами, пока полностью не очистили место. И все таки, память о нем удалось сохранить, как минимум, в городских преданиях. Во-первых, в Москве до сих пор есть дом, расположенный по адресу: Моховая улица, дом 7, который построен, как считают местные жители из обломков Большого Каменного моста. Причиной тому была заметка в газете «Московские губернские ведомости» от 1859 года. Там говорилось: «Из купленного оставшегося от разломки старого материала с добавлением нового, построен купцом Скворцовым большой доходный дом на углу Моховой, по проекту архитектора Никольского. Фасад этого здания довольно красивый, внизу – хорошие магазины; в верхних этажах квартиры различного объема». Документальных подтверждений, что обломки были частью моста, мне найти не удалось. Тем не менее, московские краеведы, в своих работах, часто придерживаются именно этой версии.


Дом, кстати, был перестроен в конце XIX столетия по проекту петербургского архитектора в стиле «Северного модерна». Его автор, Василий Васильевич Шауб делал многое для развития этого направления в архитектуре и создал много различных построек, которые можно теперь увидеть на Васильевском острове и Петроградской стороне в Петербурге.
Во-вторых, многие исследователи считают, что при строительстве Дворцового, а ныне Лефортовского моста, опоры делали по образцу Большого Каменного. Так что он считается памятником этой легендарной постройки.

А недавно, начали создание графической реконструкции Кремля на начало XVIII века. Так то теперь можно увидеть как выглядел Большой Каменный мост и Кремль несколько веков назад.

Да что там говорить! Даже при сооружении нового, металлического моста за ним сохранилось название «Большой Каменный». Его спроектировал инженер-полковник Танненберг. Новая конструкция имела две каменные опоры с далеко выступающими вперед, ледорезми, на которых покоились чугунные пролеты. Не смотря на то, что это был первый металлический мост в Москве, ни интереса, ни восторга у местных жителей он не вызвал и от него избавились довольно быстро, тем более, что был подходящий повод. В начале XX века он сильно усложнил транспортную ситуацию в самом центре.

Большой Каменный мост (металлический). XIX век. Московский анекдот того времени рассказывал о незадачливом чиновнике, который с удивлением смотрел на огромные выступы опор и выяснив, что это ледорезы, возмущенно сказал: «А если лед пойдет с другой стороны?!»

В 1921 году, уже советские власти, объявил конкурс на проект нового моста. И лишь со второй попытки появился вариант, устроивший комиссию. Его построили в 1938 году, чуть сдвинув ниже по течению к Боровцкой площади. Верхняя поверхность моста – прямая, ее поддерживает, изогнутая дугой металлическая конструкция, опирающаяся на две каменные береговые опоры. Наверху находится металлическая ограда, украшенная советскими гербами Москвы в окружении знамен с колосьями по бокам. Конструкция получилась, прямо скажем, незатейливая. Но, главное в ней то, что ее форма и высота перекрывают обзор только кремлевских стен и при этом подчеркивают его высокое расположение, служа неким пьедесталом для башен Кремля и храма Христа Спасителя. Одновременно, Большой Каменный мост является одной из лучших смотровых площадок города. Инженер Н. Я. Калмыков в компании с архитекторами: Владимиром Алексеевичем Щуко и Владимиром Георгиевичем Гельфрейхом (авторами пропилей Смольного), Михаилом Адольфовичем Минкусом, «наступив на горло собственной песне», сделали самый простой мост, плохо запоминающийся, который отходит на задний план, позволяя увидеть главное – великолепную панораму берегов Москвы-реки, сохранившую большое количество самых узнаваемых достопримечательностей столицы.