Черногория. Одежда черногорцев

Черногория. Одежда черногорцев
Черногория. Одежда черногорцев

Свободолюбивые народы в средние века придавали особое значение своей национальной одежде. Она играла важную роль в их внешней идентификации и была олицетворением национальной самобытности, а также отражала социальный и общественный статус.
Черногорская национальная одежда – одна из самых дорогих в мире, благодаря золотому шитью и использованию самых качественных и дорогих материалов. Способ ее изготовления был сложным и требовал от портного не только высокого мастерства, но и незаурядного художественного вкуса и чутья.
Помимо всего сказанного интересно, что черногорская национальная одежда по своему происхождению единственная в мире, которая взяла за образец «парадную» одежду своей правящей династии и дворянства.
Эта одежда имеет историю протяженностью свыше пяти веков! Началось все в то время, когда в стране у власти стояла черногорская династия Црноевич, в XV веке. Академик Радослав Роткович считает, что народная одежда пришла с Крита, а в Черногорию ее привезли мореплаватели. В 1496 году, согласно историческим сведениям, Джурдже Црноевич приехал в Венецию в парадном костюме «а la Greca» (в греческом стиле), это подтверждает гипотезу академика Ротковича, что прародиной черногорского народного костюма был Крит.
После прекращения существования династии Црноевич часть черногорского дворянства продолжила традицию надевать роскошную черногорскую одежду и в трудные времена постоянной борьбы за сохранение свободы страны. Черногорская аристократия, сохранившая традиции национальной одежды, с ее помощью демонстрировала свой утраченный общественный статус в новых исторических условиях. Церковь, к которой перешла власть после династии Црноевичей, поддерживала и одобряла желание носить «одежду Црноевичей», и скоро та появилась почти в каждом черногорском доме. Так по стечению обстоятельств одежда правящей династии стала народной.
В XVI веке вся Юго-Восточная Европа, за исключением Черногории, была во власти Турции. Оккупанты кроме своих культурных традиций диктовали и манеру одеваться, которая бы доказывала лояльность народа. Люди должны были носить скромные одежды неприметного черного или коричневого цвета, без каких-либо характерных деталей. Строго запрещалось носить одежду ярких цветов, позолоту на костюмах и особые материалы «кадифа» и «скерлет». Что интересно, считалось провокацией даже носить шапку набекрень!
Такое отношение турецких завоевателей к порабощенным народам вызывало у черногорцев протест. Это был еще один повод для гордого и свободолюбивого народа хотя бы при помощи роскоши и богатства своей одежды подтвердить свой статус, свою свободу и отказ подчиняться самой мощной империи Европы того времени. Черногорцы упорно стремились одеваться в соответствии со своими традициями, даже невзирая на недостаток материалов или средств на их покупку. Они комбинировали части традиционного черногорского национального костюма с деталями, которые изготавливались из сукна или других подобных материалов. В таком же положении была и бывшая аристократия. Делалось все возможное, чтобы показаться в полном черногорском национальном облачении на свадьбах, похоронах, народных собраниях, церковных церемониях и других массовых мероприятиях, где по костюму в высокой степени определялся и материальный статус его владельца. Заботились и о том, чтобы молодожены, особенно невеста, имели как можно больше оригинальных, подлинных деталей – частей праздничного черногорского платья. Зачастую одежда, добытая в битвах с турками как трофей, использовалась для изготовления черногорской одежды. Считалось знаком протеста и личной доблести носить такую одежду публично даже и в неизменном ее облике. Когда во времена Петра I и Петра II значительно улучшилось материальное положение населения Черногории, снова вернулась как комбинированная с суконными деталями, так и целиком праздничная черногорская одежда. В повседневной жизни чаще использовалась одежда с большим количеством деталей из сукна, а в торжественных случаях надевали и нарядные костюмы.
Во времена князя-короля Николы I Петровича черногорская одежда достигла такой степени роскоши, что стоила иногда больше, чем все имущество ее владельца. Ее носили ради престижа и из желания показаться во всем блеске; парадную одежду стремились приобретать любой ценой. Был период, когда князь-король Никола I даже запретил подобную излишнюю роскошь, но ему это удалось лишь отчасти. Парадные костюмы и дальше носили в торжественных случаях почти в каждой черногорской семье, и бороться с этим было невозможно.
Черногорская одежда за более чем пять веков своего существования сильно изменилась и существенно отличалась от первого «критского» варианта. Музейные экспозиции показывают эти изменения, их можно видеть также на старых картинах, в многочисленных описаниях этнологов, особенно относящихся к XIX веку.
Но черногорскую народную одежду можно увидеть не только в витринах музеев. Традиции, связанные со сложным процессом изготовления национальных костюмов, передаются в семьях мастеров из поколения в поколение. И их мастерство не остается невостребованным. В Черногории почти в каждом городе есть ансамбли народной музыки и танца, особенно популярны так называемые «клапы» (хор, который по традиции выступает без музыки, а капелла, и конечно же в национальных костюмах). И ни один праздник (а их в Черногории немало) не обходится без шествия в национальной одежде.

И нации, которые в разные времена считали ее своей частью.

О богатстве и неповторимости черногорской культурной среды свидетельствует уникальное многообразие архитектурных стилей, представленных на столь небольшой территории, богатейшие коллекции музеев, множество архивных материалов, библиотечные фонды.

Самые древние находки, рассказывающие об истории культуры Черногории относятся еще к эпохе неолита. После появления здесь греков и римлян Черногория познакомилась с особенностями античной культуры, традиции которой не могли не оставить свой след. Кардинальные изменения произошли здесь с появлением на этих землях славян, которые принесли свои собственные традиции.

В этой стране сохранились яркие и заметные образцы монументального строительства, наиболее ранние из сохранившихся построек относятся к X-XI векам. В архитектуре прибрежных районов Черногории более всего прослеживается влияние до-романского и романского стилей, традиционной готики и неоготики, стилей барокко и поздний ампир.

Это нашло яркое выражение в украшениях экстерьеров зданий, в резьбе, витражах, внутреннем оформлении. Исключительно важными и впечатляющими являются памятники религиозного назначения: храмы, церкви, монастыри , а также старые крепости и замки.


Большое количество архитектурных памятников сохранилось на побережье Которского залива – практически все они внесены в списки мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

История черногорского печатного слова также уходит своими корнями в далекую древность. Первая книга была напечатана на территории этой страны еще 500 лет назад, а первая типография была открыта в в 1494 года.

Среди самых известных писателей Черногории называют правителя Петра II Негуша, который в середине XIX века написал знаменитую эпическую поэму «Горский венец», рассказывающую о традициях и культуре черногорского края.


В начале-середине ХХ века здесь были сильны авангардные веяния в литературе, в эти годы писали поэты Ристо Раткович, Радован Зогович, прозаики Михайло Лалич, А. Асанович, Бр. Щепанович, чьи произведения известны далеко за пределами страны.

Заметный след в мировом изобразительном искусстве оставили и черногорские художники: Мило Милунович, Петр Лубарда, ДадоДжурич – их работы выставлялись в известнейших галереях мира. Среди современных художников выделяется скульптор Ненад Шошкич, фотографы Лазарь Пейович, Игор Ракевич и многие другие.

Музыкальная культура Черногории развивалась в основном в народном русле, причем до наших дней сохранилось очень много этнических песен и музыкальных композиций. Современная музыка развивается в ногу с мировыми тенденциями.

Среди известных черногорских исполнителей можно назвать популярного певца Рамбо Амадеуса (на фото), хип-хоп дуэт «Who See», поп-певицу Нину Жижич, Стэфана Фади и других.


В последние годы на развитие культурной жизни Черногории оказывает огромное влияние Европа: здесь популярны европейские группы и песни, черногорцы читают книги европейских писателей, смотрят европейские и голливудские фильмы.

Конечно, избежать влияния глобализации невозможно, но все же здесь сохраняется и интерес к национальным традициям, возрождается черногорский национальный костюм, танцы и кухня.

Черногорский национальный костюм

Куклы в костюмах народов мира №32. Черногория.

Куклы в костюмах народов мира №32. Монтенегро (Черногория). 27 марта 2015 года. Кукла ВЫШЛА .

Культура Черногории впитала обычаи своих соседей: Сербии, Хорватии, Греции, Италии, Турции и Албании. Черногория сегодня - страна монастырей и многочисленных религиозных святынь. Расположена близко к Италии.

Черногорскую национальную одежду изначально изготовляли женщины каждой семьи из домотканой шерсти или хлопчатобумажных тканей, но с начала прошлого века её стали шить портные из покупных, привозных материалов.

Куклы в костюмах народов мира №32. Монтенегро (Черногория). Фото куклы (как есть, без доделок).

Вид сбоку. Куклы в костюмах народов мира №32. Черногория. Золотые псевдоманжеты перекликаются с ярким растительным орнаментом.

Фото куклы со спинки. Под накидкой (она называется вео - фата из льна и кружева) - длинные распущенные чёрные волосы. Черная капа, белая фата-вео и голубое, расшитое золотом платье-корет подчеркивают юность и красоту Милии.

Исторически сложилось так, что обитатели многих районов Черногории долгое время вели довольно закрытый образ жизни. Сегодня страна, взявшая курс на развитие туризма, открывается внешнему миру, но традиции, формировавшиеся в течение нескольких столетий, сохраняются. Это находит отражение в манере одеваться. До недавнего времени черногорцы шили одежду из домотканых материалов, изготовленных из шерсти, конского волоса, конопли и льна, то есть использовали то сырье, которое производили сами. Шелк, хлопок, парчу в Черногорию не завозили, поэтому нет ни одного варианта исторического костюма, исполненного из этих тканей.

Помимо указанных причин одежду черногорцев отличает практичность, которая видна в выборе немаркого цвета и удобного, комфортного покроя. Например, жители горных районов чтобы защититься от холода и легко передвигаться в скалах, всегда носили струку (небольшой шерстяной плед, который накидывали, как большой палантин) и доколеньицы (высокие гольфы и гетры, закрывавшие колени).

Повседневная летняя одежда мужчин Монтенегро состоит из белой рубахи, белых холщевых или суконных коротких (до колен) штанов, суконного жилета (цмадан ), длинного шелкового пояса, круглой и неглубокой шапочки (Капа), облегающих шерстяных гетр (доколеньица ) и опанок. Зимой к этому костюму добавляется куртка из грубого сукна (гунъ ), суконный пиджак (капут ) и шерстяная струка .

Струка - род пледа, который в Черногории носят как мужчины, так и женщины. Женская струка отличается меньшими размерами и наличием почти незаметных поперечных полос. В военное время струка защищала черногорца от дождя и холода, служила ему постелью.

Пастухи и охотники для переходов по снегу носили своеобразную деревянную обувь - крплье .

Праздничный костюм поход на повседневный, но богато украшен. Иногда молодые люди надевают поверх рубахи суконный жилет (душанка ) с ложными рукавами, вышитый золотом. Пожилые носят суконный кафтан (долама ), а поверх него суконный жилет (jелек или токе ). За поясом как составную часть одежды обычно носят револьвер или пистоль.

Элементы женского костюма Черногории - рубаха туникообразного покроя, с разрезом на груди и вышивкой по вороту и рукавам, вязаный или шерстяной жакет (jакета ), жилет и юбка (раша ) темных цветов, передник (прегача ) или платье и шерстяная струка.

Праздничный костюм по покрою не отличается от будничного, но его обычно шьют профессионалы-портные из шёлка, разноцветного сукна или бархата, из дорогих тканей, и украшают вышивкой шёлком и золотом, серебряными бляхами и поясами. На праздники носят шелковую головную повязку (вео ); рубашку, вышитую шелком по вороту; куртку (долактица , jакета ); юбку; распашное платье без застежки (корет ), подпоясанное серебряным поясом; опанки или башмаки.

Девичий костюм немного проще, чем женский.

Женщины причесывают волосы на прямой пробор и заплетают в две косы, укладывая их вокруг головы; девушки укладывают косы на затылке.

В некоторых районах бытуют местные типы женского костюма (крушевацкая, ораховацкая, ластовская, грбальская, паштровская, спичанская, шестанская, малисорская, брегасорская и мусульманская одежда).

Традиционный черногорский костюм бытует и сегодня, в основном как праздничная и обрядовая одежда. Особенно хорошо сохраняется мужской народный костюм. Однако, как и везде, в Черногорию всё шире проникает городская одежда, особенно в среду молодежи. И в городе и в деревне иногда носят некоторые предметы народного костюма (например опанки , шапочки-капы ) в сочетании с городской одеждой.

Народный костюм распространен и как обрядовая (похоронная и свадебная) одежда. На свадьбе он обязателен для невесты и сватов. Если у невесты нет такого костюма, то его покупают или берут напрокат.

Национальный черногорский костюм запоминается в основном из-за его головного убора - капы. Черногорская капа - это круглая чёрная шапочка с красным верхом. Алый цвет верха означает пролитую поколениями черногорцев кровь за родную землю, чёрные бока - скорбь по погибшим, воспоминания о былом величии страны. 5 золотых полос означают 500 лет иноземного ига. Иногда такие шапки украшаются национальным гербом.

По материалам сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965.

Черногорскую народную одежду первоначально изготовляли женщины каждой семьи из домотканой шерсти или хлопчатобумажных тканей, а с начала прошлого века ее стали шить портные из покупных, привозных материалов.

В мужской народный костюм входит большее количество элементов, чем в женский. Повседневная летняя одежда мужчины состоит из белой рубахи, белых холщевых или суконных коротких (до колен) штанов, суконного жилета (цамадан), длинного шелкового пояса, круглой и неглубокой шапочки (Капица), облегающих шерстяных гетр (доколетъица) и опанок. Зимой к этому костюму добавляется куртка из грубого сукна (гутъ), суконный пиджак (капут) и шерстяная струка. Струка - род пледа, который носят как мужчины, так и женщины (женская струка отличается несколько меньшими размерами и наличием почти незаметных поперечных полос). В трудных условиях ^пенных походов струка защищала черногорца от дождя и холода, служила ему постелью. Пастухи и охотники для переходов по снегу употребляли своеобразную деревянную обувь -крпле.

Праздничный костюм, как летний, так и зимний, во многом схож с будничным, но богато украшен. Иногда молодые люди надевают поверх рубахи суконный жилет (дугианка) с ложными рукавами, вышитый золотом. Пожилые носят суконный кафтан (долама), а поверх него суконный жилет (]"елек или токе). За поясом как составную часть одежды обычно носят револьвер.

Составные элементы женского костюма - рубаха туникообразного покроя, с разрезом на груди и вышивкой по вороту и рукавам, вязаный или шерстяной жакет ( janema ), жилет и юбка (рагиа) темных цветов, передник (прегача) или платье и шерстяная струка. Праздничный костюм по покрою не отличается от будничного, но его обычно шьют профессионалы- портные из шелка, разноцветного сукна или бархата, украшают вышивкой шелком и золотом, серебряными бляхами и поясами. На праздники носят шелковую головную повязку (вео); рубашку, вышитую шелком по вороту; куртку (долактица, ]акета)\ юбку; распашное платье без застежки (корет), подпоясанное серебряным поясом; опанки или башмаки. Девичий костюм проще, чем женский. Женщины причесывают волосы на прямой пробор и заплетают в две косы, укладывая их вокруг головы; девушки укладывают косы на затылке.

В некоторых районах бытуют местные типы женского костюма (крушевацкая, ораховацкая, лас- товская, грбальская, паштров- ская, спичанская, ше^танская, малисорская, брегасорская и мусульманская одежда).

Традиционный черногорский костюм бытует и в наши дни, в основном как праздничная и обрядовая одежда. Особенно стойко сохраняется мужской народный костюм. Черногорец среднего и пожилого возраста (с 40-50 лет) с гордостью надевает народную одежду в особо торжественных случаях-при выходе в город или в гости, на праздники и т. д. В последние годы в Черногорию все шире проникает городская одежда, особенно в среду молодежи, но среди старшего поколения народный костюм в известной мере сохраняется. И в городе и в деревне иногда носят некоторые предметы народного костюма (например опанки, шапочки-капицы) в сочетании с городской одеждой. Народный костюм распространен и как обрядовая (похоронная и свадебная) одежда. На свадьбе он обязателен для невесты и сватов, причем этого обычая придерживается не только крестьянство, но и часть горожан. Если у невесты нет такого костюма, то его покупают или берут напрокат.

Общественная и семейная жизнь

Характерной особенностью Черногории является устойчивое бытование в ней еще в недалеком прошлом племенной организации, следы которой сохранились вплоть до наших дней. Старая Черногория подразделялась на четыре области - нахии ( naxuja ): Катунскую, Лешанскую, Риекскую и Црмниц- кую, каждая из которых состояла из десяти и более племен. Основным ядром сербского населения Старой Черногории была Катунская нахия, где насчитывалось более десяти племен - цекличи, цуци, негуши, озриничи, цетиньяне и др. Север Черногории занимали герцеговцы, которые также подразделялись на более мелкие группы, например, баняни, пива, дробня- ки, шаранци и др. В Брдах также выделялись племенные объединения- бе- лопавличи, пипери, братоножичи, кучи, васоевичи, морачани.

Географическая изолированность Черногории, отсталость ее экономики, постоянная борьба с турками - все это способствовало сохранению или даже возрождению патриархальных устоев. Названные выше племена Черногории, вероятно, сложились в период турецкого господства как территориальноадминистративные единицы, однако в какой-то мере им была придана форма классической племенной организации.

Этнический состав черногорских племен довольно пестр - сюда вошли переселенцы из разных областей Югославии (особенно много из Сербии и Герцеговины), албанцы (так же как и черногорцы - в состав албанцев).

Примесь албанцев особенно значительна в племени кучей. Однако по народным представлениям считается, что все члены племени имеют общее происхождение и связаны кровным родством. Вследствие этого в черногорских племенах, за исключением племени озриничей, до конца XIX в. господствовала экзогамия. Черногорские племена состояли из братств и родов, организация и структура которых была подобна племенной. В Черногории до образования государственных органов власти в конце XVIII - начале XIX в. был широко распространен институт кровной мести. Кровная месть была официально отменена только в конце XVIII в. Все члены племени являлись ответчиками за действия своего соплеменника и, со своей стороны, считали долгом мстить за обиду, нанесенную их собрату. Случаи кровной мести, экономические и политические распри нередко вызывали долголетнюю вражду и даже военные столкновения между племенами. Черногорцы постоянно воевали с турками, а иногда происходили и междоусобицы. Частые войны, которые приходилось вести черногорцам, оказали значительное влияние на их быт.

Еще с давних времен (начало XVI в.) в Черногории была развита частная собственность на землю"и движимое имущество; в то же время долго сохранялась коллективная (племенная) собственность на пастбища или леса. Племенные угодья (комунице) выделялись в пользование братствам, родам или семьям. Пользование угодьями строго регулировалось нормами обычного права. Члены племени были связаны между собой обычаями и праздниками (слава и др.). Однако с развитием товарно-денежных отношений и ростом имущественной дифференциации все отчетливее выделялась племенная верхушка, сосредоточившая в своих руках землю и скот. Обычное право, предполагающее равное участие всех членов племени в пользовании коллективными угодьями, перестало быть равным для всех, а обычаи коллективного труда и взаимопомощи зачастую превращались в орудие эксплуатации бедняков верхушкой племени.

Каждое племя имело свое управление и судебную власть. Во главе его стояли старейшины - воевода, кнез. Все вопросы, связанные с жизнью племени, обсуждало общеплеменное собрание - скупштина, однако решающее значение, как правило, имело мнение верхушки племени. Межплеменные вопросы обсуждались на общей скупщине (збор), куда приглашались представители всех черногорских племен. Политика централизации государственной власти, проводимая с начала XVIII в. черногорскими митрополитами, привела к ослаблению, а затем и распаду племенной организации Черногории. Однако пережитки ее сохранились и после создания централизованного государства. Племена как административно-территориальные единицы продолжали владеть своими угодьями (там, где они еще имелись). Сохранилась и военная организация племен, однако она была теперь составной частью общечерногорского войска. Еще в 70-х годах XIX в. войсковые единицы формировались с учетом племенного разделения. Судебная власть перешла к государственным органам, воевод заменили государственные чиновники. Наиболее стойко племенные пережитки сохранились в области религиозных обычаев и верований.

В Черногории преобладают семьи, состоящие обычно из родителей и детей (инокоснал семья). Задруги и прежде были редки. О городских семьях (чиновников, ремесленников и торговцев) в Черногории можно говорить только после 1878 г., когда по решению Берлинского конгресса к Черногории было присоединено несколько городов. В городских семьях так же, как и в сельских, сохранялось много черт патриархального быта.

Семейная жизнь регулировалась не законодательном, а нормами обычного права. Муж был полновластным хозяином в семье. Все домашние работы, а также и большинство сельскохозяйственных, выполняли женщины, так как мужчины постоянно были в походах. В военное время женщины доставляли воинам пищу и боеприпасы, ухаживали за ранеными, а иногда и сами принимали участие в сражениях. Положение женщины в семье было подчиненным - она должна была беспрекословно выполнять все распоряжения мужа или отца, прислуживать им. Черногорец старался в разговоре с кем-либо не упоминать о своей жене, а если необходимо было о ней сказать, то он прибавлял при этом «да опростите» (извините). Однако к женщинам относятся с уважением. Оскорбление женщины или девушки считается недопустимым. Большим авторитетом пользуются женщины-матери. Брата и сестру всегда связывают дружеские заботливые отношения.

Право на раздел семейного имущества издавна было ограничено. Имущество наследовали по завещанию, договоренности и правам родства. Раздел не мог производиться без разрешения родителей, пока дети не достигнут совершеннолетия и не женятся. При разделе мужчины имели право на равные части имущества, а девушки получали свою часть лишь в пользование, чтобы содержать себя до замужества; только девушки, не имевшие братьев, наследовали имущество своих родителей. Внебрачные дети лишались права на отцовское наследство. Обычно после раздела младший сын остается жить с родителями в их доме, но бывает и так, что родители не хотят жить в семье младшего сына и уходят к кому-либо из других детей. В некоторых семьях перед разделом сообща строят всем дома, а потом уже делят имущество.

Серьезным мотивом для расторжения брака считалась бездетность. Бездетную жену муж мог прогнать и жениться вторично. В то же время развод без уважительных причин строго запрещался, так же как и внебрачная связь.

В Черногории были случаи, когда бездетная жена подыскивала своему мужу вторую жену, а сама оставалась в его доме на положении свекрови или сестры.

После образования СФРЮ в Черногории вступило в силу гражданское законодательство о браке.

Обычаи и обряды, сопровождающие такие события семейной жизни, как свадьба, рождение ребенка, смерть, сходны с сербскими.

В Черногории различалось родство по крови, браку и усыновлению, а также духовное родство (побратимство и посестримство, кумовство).

Черногорцы очень гостеприимны. Встречая гостя или путника, попросившего предоставить ему ночлег, черногорец старается всячески ему услужить - для гостя подают лучшие кушанья, сушат его одежду и т. д. Перед законом гостеприимства отступала даже кровная месть - жилище черногорца было неприкосновенным, и никто не мог обидеть человека, находящегося в доме.

Так же как и сербы вообще, черногорцы празднуют славу. Члены братств, справляющих одну и ту же славу, прежде не могли вступать в брак, в чем следует усматривать пережиток древней экзогамии.

Религия

Черногорцы приняли христианство (православие) еще в раннем средневековье. Под турецкой властью часть черногорцев, так называемые потурчен- цы, приняли ислам. Митрополит Данило (1697-1735 гг.) при поддержке православных повел жестокую борьбу с потурченцами. При этом многие из них были истреблены, а другие бежали в Турцию. Земли потурченцев были переданы в собственность монастырей и племен. Уже в XVII в. церковь была крупнейшим феодалом страны. В XVIII в. митрополиты, как уже говорилось выше, сосредоточивали в своих руках не только духовную, но и светскую власть.

По данным 1953 г.,* абсолютное большинство верующих черногорцев {80% всех верующих) исповедуют православие. Но имеются и черногорцы- мусульмане - их насчитывается около 57 тыс. человек.

Календарные обряды и поверья черногорцев во многом сходны с сербскими, но есть и отличия. Часть обрядов связана с военным бытом черногорцев (например, побратимство иногда даже с почти незнакомыми людьми, предоставление убежища и т. п.).

В тех районах, где скотоводство преобладает над земледелием, исполняется много обрядов для увеличения поголовья стада. В Приморье и на Скадарском озере совершаются религиозно-магические промысловые обряды; например, освящение лодок и сетей перед началом рыбной ловли.

В прошлом были очень распространены религиозные обряды над больными (чтение молитв, оставление юродивого на ночь под образами), над «оскверненной» водой, в которой кто-либо утопился (освящение воды) и т. д.

В современной Черногории, в связи с общим ростом культурного уровня населения, заметно уменьшается число верующих - почти половина всех черногорцев объявила себя атеистами (данные переписи 1953 г.); однако среди части населения, особенно крестьянского, религиозные пережитки еще бытуют.

Народное творчество.

Прикладное искусство черногорцев богато и самобытно. Почти в каждом доме имеются оригинальные произведения народного искусства.

Богатство черногорских лесов различными породами деревьев издавна способствовало развитию искусства резьбы по дереву. Первыми мастерами-резчиками были чабаны. Среди многочисленных предметов, украшенных резьбой, особый интерес представляют гусле -это образцы народного искусства резчиков; на них изображены зооморфные, антропоморфные, растительные и геометрические фигуры (символические змеи, львы, легендарные юнаки, храмы, местные гербы, изречения народной мудрости, стихотворения и т. д.). Богато украшены пряслица, бутыли, формы для колива, оригинальные столики-треножники. Особое место среди резных деревянных изделий занимают монументальные иконостасы из ореха, бука, дуба, хранящиеся в старых монастырях; здесь же находятся резные епископские кресла, врата и налои.

Городские ремесленники изготовляют металлические и серебряные украшения - бляхи, пояса, части оружия.

Из художественных металлических изделий многие тоже связаны с церковным обиходом. Вызывает восхищение очень изящная обработка крестов, кадил, серебряных оправ, евангелий, чаш для причастия, киотов и т. д.

Резьба по камню представлена памятниками средневековой архитектуры (в основном церковной), а также кладбищенскими надгробиями.

Народный костюм очень часто представляет собой произведение искусства. В женском костюме особенно оригинальны вышивки на рубашках; сочетание цветов в них подобрано с большим вкусом.

Домашняя обработка кожи была мало развита. Наиболее оригинальны из кожаных предметов опанки, приспособленные для ходьбы по горам.

Устно-поэтическое творчество

Черногорский фольклор имеет столько общего с фольклором сербов других областей, что специально следует отметить лишь некоторые его особенности, порожденные специфическими историческими условиями.

Черногорцы издавна славились пением юнацких песен под аккомпанемент гуслей. Их эпос имеет особые циклы - о Черноевичах и об освобождении Черногории в XVIII в. В цикле о Черноевичах изображаются политические отношения Черногории с соседними странами, особенно с Венецией. В нем дана яркая картина трагической судьбы этой династии правителей Зеты XVI - XVII вв. Характерная особенность цикла в том, что» сюжеты строятся на изображении политических интриг. В «Женитьбе Максима Чер- ноевича» введен образ его жены - венецианки, надменной интриганки, презирающей черногорцев, попирающей их интересы. Здесь много красочных описаний придворного быта, костюмов, церемоний.

Средневековый хозяйственный уклад черногорцев - скотоводческий в основном - наложил отпечаток на черногорский эпос: для эпических песен характерны сюжеты об угоне турками овечьих стад. Своеобразна песня о расправе с пашой, приведшим войско за данью, также сложенная в эпоху турецкого владычества.

В цикле об Освобождении изображается широкий размах освободительной борьбы. Наряду с прославленными героями (Перович Батрич и др.) в нем действуют целые черногорские племена. В песнях описаны большие сражения, например, битвы черногорцев с турками при Граховце и Жабля- ке. Картины поединков героев встречаются сравнительно редко. Важное место занимает тема боевой дружбы. Широко вводятся в песни описания природы Черногории.

Эпическая традиция держалась в Черногории дольше, чем в Сербии и Хорватии, но и здесь исполнение эпических песен стало редкостью. Эпические песни возродились в период народно-освободительной борьбы. Сила эпической традиции проявилась и в том, что в этот период оживилась традиция похоронного плача. Плачи (тужбалице) о погибших, создававшиеся на основе традиционных форм, нередко достигали подлинно драматической напряженности.

Богат у черногорцев партизанский фольклор. Сохраняют популярность многие песни партизан, анекдоты из жизни бойцов и танцы, называемые патриотическими (црмничко и зетско коло). Создаются новые песни о подвигах известных черногорских героев - Мирко Срзентича, Жарко Мариновича, Ивана Милутиновича, о крупных событиях, например о боях под Цетинье в 1936 г., о борьбе на Сутеске, а также о новой жизни. Для современного фольклора характерен восьмисложный стих; в эпических песнях сохраняется десятисложный стих, но появляются рифма и парное соединение стихов.

Народная музыка, танцы

Черногорские танцы, подооно сербским, очень разнообразны и красивы. Среди них много круговых. Черногорские мелодии обычно доходят до терции, квинты или сексты. В большинстве песен в качестве контраста сочетаются два или больше музыкальных мотива.

Широко распространено искусство игры на гусле. Другие народные инструменты - дудки, пастушьи свирели, двойные свирели, мандолины. Их делают сами крестьяне. В последнее время старинные инструменты все больше вытесняются городскими, в частности гармоникой.

Культурное развитие

Несмотря на почти непрекращающиеся войны, в Черногории в середине XV в. стали возникать школы при монастырях и приходских домах. Сохранились упоминания о частных школах в Черногории и Боке Которской. С середины XVIII в. черногорцы стали посылать своих детей на обучение в Россию, а позднее - в Сербию. Митрополиты Василий и Петр I делали неоднократные попытки открыть школы, однако только при Петре II Петровиче-Негоше в 1834 г. была основана в Черногории первая основная (начальная) школа светского характера. В Боке Которской еще в 1811 г. начали функционировать несколько начальных и средних школ. К середине XIX в. число их значительно увеличилось. В 1850 г. в Которе была основана Навигаторская школа, в 1854 г.- низшая гимназия, реорганизованная в 187Z г. в высшую. В Цетинье в 1863 г. была открыта богословско-учительская школа, в 1869 г.- институт для девиц, в 1871 г.- женская основная школа, в 1880 г. - низшая гимназия, реорганизованная в 1892 г. в Высшую государственную гимназию, и т. д.

В Черногории была основана Джурджем Черноевичем в 1493 г. первая на Балканском полуострове типография, где 4 января 1494 г. была выпущена первая книга. Однако после турецкого завоевания она была закрыта. Во второй половине XVIII в. черногорские митрополиты Василий (в 1757 г.) и Петр I (в 1784 г.) пытались основать новую типографию, однако это удалось только Петру Негошу в 1833 г. Позднее в Черногории работало несколько типографий. Первая книга типографии Негоша была отпечатана в 1834 г., первая газета («Черногорец») стала выходить с 23 января 1871 г.

После второй мировой войны в республике созданы курсы по ликвидации неграмотности, открыты общеобразовательные и художественные школы, педагогическое и морское училища.

До середины XIX в. больных и раненых лечили в Черногории домашние лекари-самоучки. В настоящее время почти в каждой сельской общине есть врач, во многих местах построены дома здравоохранения, зубные лечебницы, ветеринарные станции и т. д. Все рабочие и служащие имеют ежегодный оплаченный государством отпуск, им обеспечено бесплатное лечение в больницах и санаториях; для детей построены детские ясли, площадки для игр, лагери и т. д.

После окончания второй мировой войны основано много научных институтов и обществ, открыт экономический факультет в Титограде, создана киностудия. Прежняя культурная отсталость исчезает.