Снимаем летящий самолет. Как фотографируют самолеты? Как правильно фотографировать самолеты

Снимаем летящий самолет. Как фотографируют самолеты? Как правильно фотографировать самолеты
Снимаем летящий самолет. Как фотографируют самолеты? Как правильно фотографировать самолеты

Недавно вспомнил, что у меня есть аккаунт в Одноклассниках . Оказалось, что в личке куча непрочитанных сообщений. Вот одно из них:

Где садиться и как выбрать место?
Это один из самых важных моментов. От того, где вы сидите, будет зависеть будущий кадр. Лучше всего выбрать место в первых рядах салона, как можно дальше от крыла. Тогда оно не будет закрывать вам обзор. К сожалению, обычно там находится бизнес-класс. Когда лечу экономом и не получается взять место в начале салона, то я прошу посадить меня в самый хвост. Но есть проблема: из-за горячего шлейфа от двигателей воздух не такой прозрачный.

Если рейс регулярный, то я иду смотреть трек его полёта на сайте FlightRadar . Благодаря этой информации можно выбрать сторону.

Еще важный момент. Перед полетом поинтересуйтесь, где сидят на взлете бортпроводники. Если вы сели в первом ряду, то есть большая вероятность, что прямо перед вами будет сидеть стюардесса и запрещать снимать.

ВАЖНО! Не садитесь с камерой у аварийного выхода. В большинстве авиакомпаний просят убрать всю ручную кладь, в том числе и камеру, на полку во время взлета.

В чём снимать?
Снимайте в RAW. Даже если в обычной жизни вам не нравится возиться с тяжелыми файлами, то в самолете не стоит экономить. «РОУ-формат» (именно так правильно произносить RAW) дает вам больше возможностей по обработке. Рядом с каждой фотографией я поставил пример того, какие настройки в лайтруме применены и как они выглядели до обработки.

Когда снимать?
Лучшее время для съемки — это взлёт и посадка. Снимать во время полета с высоты 10 000 метров мне неинтересно. Хотя с правильным светом можно поймать красивые кадры. Снижается при посадке самолет медленно, вот тут есть, где разгуляться. Идеальная, на мой взгляд, высота для съемки — от 200 метров до двух км.

На рейсы из Челябинска я всегда регистрируюсь на места по левому борту. Так я могу снять наши вонючие заводы на фоне города:

На что снимать?
Я снимаю на объектив 24-70 мм, на мой взгляд, он идеален. Зум в самолете редко нужен, так как стекло иллюминатора, скорее всего, даст искажения, и вы не получите четкой картинки на 200 мм. Снимать на широкий угол нужно редко.

Блики и борьба с отражениями
Иногда кажется, что кадра не получится. Либо слишком светлый, либо не хватает деталей. Формат RAW + постобработка позволит вытянуть пересвеченную текстуру облаков. По крайней мере, у меня не получалось улучшить картинку. Старайтесь сесть с той стороны, чтобы во время взлета и посадки солнце не светило вам в иллюминатор. ВАЖНО: даже не пытайтесь пользоваться поляризационными фильтрами.

Опять же, во всех правилах есть исключения. Например, если вы планируете поймать восход:

Как снимать ночью?
Ваш главный враг — блики и отражения на стекле. Чтобы избавиться от них, накиньте куртку или шарф сверху. Помните, как раньше фотографы накрывались черной простыней за камерой? Вот надо проделать тоже самое. Главное - накрыть расстояние от объектива до стекла. Снимать надо на максимальном ISO, которое тянет ваша камера. Потом в Лайтруме уберете шум.

Можно ли снимать во время взлёта и посадки?
В интернете было масса обсуждений на эту тему. Я всегда снимаю тихо и максимально незаметно. Перед взлетом я зажимаю камеру между ног, накрываю журналом, чтобы не пугать стюардесс большим фотоаппаратом. Если у камеры есть тихий режим, то лучше использовать его, чтобы не нервировать соседей.

Многие авиакомпании приравнивают фотокамеру к электронному устройству и запрещают ей пользоваться во время взлета и посадки. Это, конечно бред. Электронные устройства не оказывают никакого вреда. В Штатах в прошлом году уже разрешили слушать плееры и смотреть кино во время взлета и посадке, и ничего. С камерами такая же история.

Наши авиакомпании имеют насчет фотосъемки разное мнение. Например, Аэрофлот открыто разрешает снимать во время полета, но запрещает во время взлета и посадки. У Трансаэро аналогичные правила.

Самый главный секрет
Не используйте бленды. Прижимайте стекло объектива вплотную к иллюминатору и небольшими движениями камеры в стороны пытайтесь добиться максимально резкого изображения по всей площади кадра.


Как обрабатывать?

Надеюсь, вам все уже понятно по тем 20 парам с настройками, которые я выложил. Принципиально правила обработки снятых в самолете кадров такие же, как и кадров, снятых через стекло машины. Крутим оттенок (стекло обычно зеленит все), выводим баланс белого (по облакам или асфальту, будем считать что асфальт у нас нейтрально серый), дальше контраст, тени подсветить можно.

Теперь самое интересное, чего не видно на скриншотах с — градиентные фильтры. Если стекло мутное, или на земле смог, то стандартных крутилок контраста вам не хватит. На каждую фотографию я накладываю от 2 до 10 градиентных масок с контрастом и понижением яркости. Также иногда можно накладывать маски с тонированием. Например, небо делать голубым, а землю теплой желтой маской. Вот пример по одной из фотографий в этом посте:

Надеюсь, что среди читателей найдутся те, кому не понравится мой вариант обработки. Для вас я приготовил

Сегодня мы поговорим о том, как фотографировать самолёты, а не только наблюдать за ними (о наблюдении-споттинге мы уже писали ). Для этого порой достаточно просто поднять голову вверх и посмотреть на небо. Или отправиться в отпуск на борту авиалайнера, предварительно поснимав его с самых выгодных ракурсов на перроне. Или посетить авиасалон МАКС, где будет прорва разных самолётов - боевых, грузовых и гражданских - рай для авиагурмана.

О том, где и как снимать самолёты нам расскажет Артём Каширин - создатель инстаграм-аккаунта @artemairplane .

Всем привет, зовут меня Артём, можно просто Тёма. Я работаю в месте, никак не связанном с авиацией, а увлёкся споттингом только в 30 лет. До этого я лишь заворожённо смотрел на небо, на самолёты, на пилотов и бортпроводниц, на всю эту, любимую мной, суету аэропорта. Сегодня же, спустя несколько лет, моё хобби сделало меня, без ложной скромности, одним из самых популярных споттеров в нашей стране. А это значит, что места в бизнес-классе мне заказаны, а улыбки и обнимашки от стюардесс входят в мой обязательный райдер. Шучу, конечно. Я просто стал чаще летать, кататься на официальные споттинги, авиашоу и особые показы, куда попадают только избранные журналисты и блогеры.

Вообще, слово «споттинг» произошло от английского spot - «опознать», «увидеть». Это вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведении их учёта. Сначала за стальными птицами наблюдали с помощью биноклей и подзорных труб, затем пришло время фотоаппаратов. И сегодня споттинг - это ещё и съёмка самолётов.

Итак, чуть больше четырёх лет назад я был просто человеком, влюблённым в небо, путешествия и авиацию, видевшим самолёты два-три раза в год. Но однажды я купил себе фотоаппарат. Выбирая между разными фотобрендами, я остановился на Canon 600D в комплекте с объективом Canon 18-135mm. При этом я просто собирался фотографировать на отдыхе, в отпуске, в семейных путешествиях. Потом я установил на смартфон набиравшее популярность приложение FlightRadar24. Оно позволяет увидеть, что летает вокруг тебя в небе на разных эшелонах. Пользоваться им крайне просто: увидел самолёт, включил приложение и через несколько секунд ты знаешь, что это за модель авиалайнера, в какой он ливрее, откуда и куда летит, на какой высоте.

Ливрея - цветовая схема покраски воздушных судов, призванная выделить гражданское судно или сделать военный самолёт менее заметным. Ливреи бывают уникальными, иногда самолёт перекрашивается к определённой знаменательной дате или событию.

Вот тогда я осознал, что можно не только наблюдать за самолётами из терминала во время путешествий, но и самому ездить туда, где стальные птицы очень близко, где можно их видеть хоть целый день, да ещё и фотографировать.

Я хорошо помню, что 22 августа 2013 года я впервые собрался на свой личный споттинг в аэропорт Домодедово. Я ещё не знал ни точек, ни что такое глиссада, я ничего не знал, у меня было только одно желание - увидеть самолёты ближе. Кое-как я припарковался в окрестностях аэропорта, взял фотоаппарат в руки, посмотрел во Flightradar 24, убедился, что именно в этом месте взлетает самолёт и застыл…

И вот он! Эти эмоции я не забуду никогда. Красивый белый самолёт Boeing 777-200 Transaero Airlines с большой скоростью словно вынырнул из-за забора, и я его сфотографировал. Да, в режиме «автомат», но я это сделал! Кстати, самое первое в моей жизни фото самолёта, сделанное на зеркальный фотоаппарат Canon 600D, я выложил в Instagram и до сих пор не стирал его и не сотру.

После этого я влюбился в споттинг, в наблюдение за самолетами, в романтичный мир авиации.

Вернувшись счастливым домой, я понял, что хочу ещё! Но теперь к этому вопросу я подошёл более разумно. В социальной сети начали появляться знакомые по «небесному» хобби. Они рассказали, где, как и куда можно проехать или пройти для наблюдения за самолётами с близкого расстояния, под глиссадой или около.

Глиссада - траектория взлёта или снижения самолёта, в том числе непосредственно перед посадкой.

Вот на этой-то глиссаде я и начал учиться фотографировать. Сначала выходило коряво, а потом всё лучше и лучше.

Для споттинга под глиссадой или около неё на начальном этапе вполне достаточно любительской зеркалки с китовым объективом 18-135 мм. Такой комплект позволяет приобрести первые навыки фотографирования самолётов, при этом фото выходят резкими, красивыми, достаточно яркими. Да, учиться фотографировать самолёты с бюджетной техникой чуть тяжелее, но потом, при необходимости, это помогает быстро освоить технику более высокого класса.

Итак, для начала наблюдений за самолётами я советую иметь программу Flightradar24, фотоаппарат класса Canon EOS 800D, продвинутый китовый объектив типа EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM (если есть возможность - зум с фокусным расстоянием 70-300мм) и бинокль уровня Canon 10х30 IS II . Многие берут и рацию, но мне её заменяет приложение Live ATC. Плюс терпение и желание учиться - вот прекрасный набор споттера, который не один год будет Вас радовать и долго не заставит тратить деньги на что-то большее.

Несколько дней назад моя плановая работа оказалась под угрозой срыва. То есть, после обеденного сна я занял место за рабочим столом с намерением продуктивно поработать. Однако высшие силы решили, что мне гораздо лучше заняться фотоохотой за гражданскими самолетами. Их трасса с запада на восток и обратно проходит почти как раз над моим домом, так что вместо того, чтобы заниматься делами я то и дело хватал фотоаппарат с и фотографировать следы самолетов в небе. Некоторые фотографии получились весьма занятными, да и опыт некоторый наработался. Так что, если вам интересна эта тема, присаживайтесь поудобнее и давайте начнем.

Думаю, мне стоит сразу немного вас расстроить. Для съемки самолетов в небе и, собственно, их следов, требуется телеобъектив. Некоторые компактные фотоаппараты сейчас имеют объективы с очень-очень длинными фокусными расстояниями. Например, фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-HX50 имеет 30-кратный (!) зум. Если нажать на ее рычажок, то, кажется, "наезд" длится бесконечно. Когда заканчивается оптический 30-кратный зум, включается "интеллектуальный", который приближает картинку еще вдвое ближе. С одной стороны это очень здорово - практически у вас в руках миниатюрный телескоп с возможностью фотосъемки:

Однако владельцы таких суперзумов не понаслышке знают, что такое "мыльные" фотографии и цифровой шум. Дело в том, что такие объективы практически никогда не дают одинаково хорошую чистую и четкую картинку на всем диапазоне фокусных расстояний.

Поэтому вам придется мириться с тем, что фото будет получаться очень далеким по качеству от того, что может предложить цифровая зеркалка с хорошим длиннофокусным объективом. Все фотографии в этом обзоре сделаны полноматричной зеркалкой Canon EOS 5D MarkII с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM . Это далеко не компактная и тяжелая конструкция пока дает более качественную картинку, чем любой компактный фотоаппарат.

Подозреваю, что у вас пока может и не быть подобной техникии, однако в свое время я разорился и купил ее именно после прочтения подобных статей и разглядывания примеров фотографий. Возможно и вы в самом ближайшем будущем сделаете такой же шаг и, надеюсь, не пожалеете об этом.

Все началось с того, как я увидел, что два самолета летели практически параллельными курсами. Совсем близко друг к другу. Думаю, их пассажиры видели друг друга в иллюминаторы. Но вдруг что-то случилось и самолеты начали разлетаться в разные стороны.

Не дожидаясь, пока они отдалятся друг от друга на большое расстояние, я сделал первый снимок. Благо фотоаппарат с присоединенным телеобъективом был практически под рукой.

После этого я начал более часто поглядывать в окно. В тот день самолеты летали очень часто и мне удалось нащелкать немало интересных кадров:

Некоторые следы со временем превращались в причудливые белые загогулины.

1. Матрица фотоаппарата должна быть чистой

При съемке обычных сцен пыль на матрице цифрового фотоаппарата иногда совершенно незаметна. Она просто теряется в пестроте самого снимка. Однако, если мы хотим получать красивые качественные фотографии неба, матрица должна содержаться в стерильной чистоте.

Этого к сожалению нельзя сказать о моей матрице. Если присмотреться можно легко заметить небольшие серые пятна. Это мельчайшие пылинки на матрице. Они будут у на матрице в любом случае, мы живем не в вакууме, но надо стараться не доводить их количество до абсурда. Кстати, если вы считаете, что пыль на матрице это "беда" только зеркальных фотоаппаратов, ошибаетесь. В некоторых компактах из-за непродуманности конструкции пыль тоже попадает на матрицу.

Но если в зеркалках ее можно без особого труда удалить, то в случае с компактными фотоаппаратами эта проблема может быть решена только в сервисном центре. За отдельную плату разумеется.

2. Не фотографируем через стекло

Признаюсь, несколько раз я поленился открыть окно, за что и поплатился. Обратите внимание: на некоторых снимках перед самолетом имеется некая белая область - как будто отражение инверсионного следа. Это и есть отражение. Когда в оконном блоке три стекла, то при съемке через них каждое вносит небольшое искажение. В результате мы видим картинку несколько размытой. Но это полбеды. Главная проблема - фантомные повторы ярких объектов.

Гораздо более это выражено при ночной фотосъемке, когда каждый огонек на улице дублируется три раза:

При дневной съемке это заметно меньше, но все равно заметно. Поэтому не ленитесь открыть окно для получения идеального кадра.

3. Не ленимся фотографировать

Когда-то давно я уже писал, что главный враг фотографа - это . Иногда мы видим что-то интересное, но утешаем себя, что можем сфотографировать это когда-нибудь потом. Признайтесь, с вами же тоже такое бывает.

4. Снимаем в формате RAW

Если бы вы увидели исходные варианты тех фотографий, которые я представил выше, то никогда бы не поверили, что снимки сделаны профессиональным фотоаппаратом.

Текст статьи обновлён: 11.02.2019

На прошедшей неделе мой телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 имел возможность поработать по своему прямому назначению: принял участие в фотоохоте. Да не простой – в охоте на металлических птиц. Дело в том, что 16 и 17 июня 2014 года в аэропорту «Кольцово» при поддержке пресс-службы порта и авиакомпании «Уральские авиалинии» состоялся очередной официальный споттинг. Давайте расскажу всё по порядку.


Как и многие горожане, я пару раз выезжал на смотровую площадку перед взлётной полосой аэропорта, расположенную между посёлком и городом Арамиль. Большие металлические птицы садятся у вас прямо над головой. Дух захватывает от восторга! Правда, фотографии получаются однотипные – только брюхо воздушной машины. Поэтому, когда однажды в зале вылета аэровокзала «Кольцово» вывесили фотографии с предыдущего споттинга, я сразу же решил, что не упущу возможности поснимать самолёты, если такая представится. Так у меня появилась настоящая фотографическая мечта… И в июне 2014 ей суждено было сбыться…

Что такое споттинг?

Всё просто: термин происходит от английского «spot», означающего «распознать», «заметить». Увлечение, состоит в наблюдении за самолетами, их распознавании, ведении журнала учёта, ну и фотографировании. Настоящие споттеры отслеживают бортовой номер воздушного судна, следят за историей его полетов, в каких авиакомпаниях оно использовалось и т.п. Если вы почитаете форумы любителей наблюдать за самолетами, поймете, что есть люди, которые знают когда, какой и куда лайнер прилетит. Они вам скажут, когда какой-нибудь АН-225 «Мрия» отправится с грузом в аэропорт города Кукуево.

Вообще, данное увлечение зародилось во времена Великой Отечественной. Сидел себе подпольщик в кустах на опушке леса и наблюдал за фашистским аэродромом. Отмечал сколько истребителей у противника и куда вылетают бомбардировщики. Если его замечали немецкие солдаты, сразу включали сирену, орали: «Partizanen! Partizanen!» и бросались в погоню.

В наши дни фотографировать самолеты стало не так опасно. Но все же, правовой статус данного занятия четко не определен. Когда служба авиационной безопасности замечает человека с фотоаппаратом у взлетного поля, охранники начинают нервничать. Наверное, в генах у них что-то есть от тех, кто орал «Партизанен». Кстати, неофициальный споттинг профессионалы называют «подзаборинг».

Споттинг в Кольцово 17 июня 2014

На сайте аэропорта «Кольцово» пресс-служба выложила уведомление, что 16-го июня вечером состоится мастер-класс по споттингу, который проводит уважаемый в своих кругах профессионал — Марина Лысцова (работает внештатным фотографом ИТАР-ТАСС, ник в ЖЖ — Fotografersha). А с 21:30 будут проводиться съемки самолетов. На другой день вторая часть официального споттинга запланирована на период с 6:00 до 12:00.

Почитал репортажи в интернете и понял, что конкурс на право участия в данном мероприятии – не проще, чем при поступлении в МГУ им. Ломоносова. Быстренько заполнил заявку, указал паспортные данные и поклялся, что напишу большой обзор в блоге. И вот, через три дня – в почтовом ящике лежит уведомление, о том, что утром, 17 июня 2014, меня ждут на первом этаже международного терминала «B» в аэропорту «Кольцово» для участия в официальном споттинге.

На стоянку приехал в 5:30. Оставил машину и поспешил к месту сбора. Поначалу было не много фотографов, на за 10 минут до «часа Х», собралась довольно внушительная группа – около 40 человек: ребята из Москвы, Челябинска, Тюмени, Екатеринбурга и других городов. Среди фотографов были профессионалы с объективами типа Nikon 600mm f/4G ED VR AF-S стоимостью в полмиллиона рублей, так и любители с зеркалками Nikon D3100 KIT 18-55. У меня с собой был уже всем известный фоторюкзак Ainogirl A-2163 с всеми тремя линзами: репортажник Nikon 17-55mm f/2,8, телевик Nikon 70-300 и широкоугольник Samyang 14mm f/2.8. Камера, конечно, Nikon D5100. Несмотря на то, что фотоохота на самолеты подразумевает необходимость использования телеобъектива, мне пригодились все стёкла.

К слову, споттинг в Кольцово стал для меня первым случаем, когда я участвовал в настоящем репортаже. Поэтому заранее почистил карту памяти (у меня 32 Гб) и попросил у друга второй аккумулятор. В результате, за 6 часов снял более 1200 фотографий (дополнительное питание для фотоаппарата взял не зря). Из них, плача и ругаясь, выбрал только 124 штуки. И затем, для написания статьи – 60 фоток. Представляете, какой это подвиг?!! Обычно, что попало на карту памяти зеркалки, должно остаться на жестком диске навечно… 😉

Итак, мы прослушали инструкции, одели светоотражающие жилеты и шагнули в запретную зону.

Свой первый самолет я снял еще из окна автобуса.

Приехали к точке у взлётной полосы, откуда можно наблюдать за самолетами, отправляющимися в небеса. Все фотографы высыпали нетерпеливо наружу и застрочили затворами.

Фото 3. На споттинге желательно иметь телеобъектив

Вокруг барражировала машина САБ (служба авиационной безопасности). Как нас сразу предупредили: «Мы работаем группой. Уйдет или уведут одного – сворачивается вся команда».

Фото 4. «Большой брат» следит за тобой. Служба безопасности на споттинге в Кольцово

Раннее утро. Самолеты готовы к приему пассажиров.

Фото 5. Аэропорт «Кольцово» в Екатеринбурге. Жду пассажиров. Камера Nikon D5100

Стоит на приколе «Иркут».

Первый двинувшийся с места борт вызвал шквал щелчков фотоаппаратов всех мастей.

Фото 7. Кольцово. Самолет авиакомпании «Россия». Первая жертва фотографов

Ну и, конечно, особые эмоции испытываешь при съемке своего первого в жизни взлетающего самолета.

Боялся, что будет смаз, ведь лайнеры имеют очень большую скорость. Как видно, качество фотографии вполне приличное.

Использовались следующие настройки зеркальной камеры Nikon D5100 body с телевиком Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 для первого кадра на споттинге: режим съемки «Приоритет диафрагмы», ФР=280, ISO 320, апертура f/5.6 и выдержка – 1/640 секунды. На втором снимке, чтобы самолет уместился в кадр, снизил фокусное – автоматически увеличилось отверстие диафрагмы: f=4.8, В=1/1000 секунды.

В перерывах между отправлением рейсов споттеры снимают окружающие достопримечательности, коих не так-то много на поле.

Вот что, наверное, у них получается.

Фото 11. Официальный споттинг в аэропорту Кольцово в Екатеринбурге. Вот что у него, наверное, получилось…

Каждый борт, выруливающий к месту начала разгона, фотографы провожают голодным взглядом.

Вот он – «кузнечик» авиакомпании S7.

Как знает каждый профессиональный, и даже начинающий фотограф, картинка на поворотном экране фотоаппарата и на мониторе компьютера сильно отличается. Я боялся, что первые кадры могут оказаться нерезкими из-за малой ГРИП на открытой диафрагме. Поэтому, для съемки фото с зеленым самолетиком, зажал апертуру: f/8, ISO 320, выдержка 1/640 секунды.

Зеленая птичка упорхнула в небо. Ждем «Трансаэро».

14. Следующий самолет — борт «Трансаэро». Официальный споттинг в аэропорту Кольцово

На споттинге мы познакомились с профессиональным фотографом из Екатеринбурга Вячеславом Верхотурцевым. Пока мы снимали, он дал несколько рекомендаций и ценных советов. Например, как снимать самолет с проводкой? Вячеслав рекомендует переводить камеру в режим «Приоритет выдержки», а время экспозиции ставить немного меньше, чем фокусное расстояние. Например, если на объективе ФР = 120 мм, то выдержка должна быть около 1/100 секунды. Если она будет длиннее – трудно снять резкий кадр. Я попробовал разные настройки на своем телевике. Вот получился неплохой кадр при таких параметрах: диафрагма F=11, выдержка 1/80 секунды, ФР=70 мм, ИСО 100.

Фотография 15. Пример съемки взлетающего самолета «с проводкой» на зеркалку Nikon D5100 с телеобъективом Nikon 70-300

А кто-то уже улетел в синие дали.

Мы же погрузились в автобус и поехали ко второй смотровой площадке. Здесь удобнее фотографировать посадку воздушных судов.

Не сказал в начале, что споттинг – это не только съемка авиалайнеров, но и поездов, подводных лодок и автомобильной техники. Вот мы и снимали всё движущееся.

Много фотографий в данном отчете – страница будет медленно грузиться. Поэтому давайте продолжу отчет о споттинге в Кольцово в июне 2014 в следующей части.

Я болен авиацией. Да, именно так и никак иначе. На моем ноутбуке хранится куча мануалов к различным самолётам от Boeing и Airbus, пособия по радиообмену, фильмы по авиационной тематике. Помимо всего этого я слушаю авиадиапазон с помощью портативной радиостанции (которая, кстати, не имеет возможности передавать на этих частотах, только слушать!). И плюс ко всему я регулярно, раз или два в месяц выбираюсь к аэропорту Шереметьево и фотографирую самолёты, заходящие на посадку. В этом посте я расскажу, как докатился до такой жизни. Может быть кто-то из вас, уважаемые читатели, тоже заболеет авиацией.
Кому интересно - прошу под кат.

Предыстория

Так получилось, что живу я в относительной близости от аэропорта «Шереметьево», а если быть точнее, то в городе Лобня. Помню, как в детстве, услышав рокот турбин, выбегал во двор и искал глазами на небе источник. И, находя, провожал взглядом. Со временем интерес к этому делу у меня пропал. Ну летит и летит самолет, чего уж там. Но, однажды полетав, я вновь заболел авиацией и, думаю, надолго.
Первый раз я летел в небольшом Аэробусе Чешских Авиалиний. Сел в кресло, запихнул рюкзак под сиденье спереди и стал смотреть в окно. Это было не менее интересно. Ведь вся инфраструктура аэропорта спрятана за трехметровым бетонным забором. Оказалось, что помимо самолётов еще куча всего шныряет по аэродрому: грузовые машины с надписью «Аэромар», маленькие Шевроле Нивы, автобусы, машины, высотой, примерно, в полтора метра, и еще другие, о назначении которых я мог только догадываться. Вон на заднем плане пронесся самолет, а через пару секунд он показался над лесом стремительно набирая высоту и убирая шасси. От наблюдения всего этого меня отвлек небольшой предполетный инструктаж. Стюардессы показывали, где находятся аварийные выходы, как пристегивать ремни и как надевать кислородную маску (мне безумно нравится фраза «дышите нормально»). Но вот раздался звук «динь» и зажглось всем известное табло «Пристегните ремни». Стюардессы прошли по салону, проверяя, все ли пассажиры пристегнулись или есть особо смелые, которые этого делать не желают. Самолет начал движение. Почему-то задом. Он подрагивал и ехал медленно-медленно. Я думал:«Ничего себе шумоизоляция! Двигателей вообще не слышно.» Но вот мы остановились. Мгновение тишины и в уши ворвался гул двигателей, но мы еще стояли. Гул усилился и самолёт покатился. Однако, это был еще не взлет. Самолёт ехал к взлетно-посадочной полосе. Через несколько минут мы развернулись на 180 градусов и остановились. Спустя несколько минут бортпроводница сообщила по громкой связи «Наш самолет готов к взлету». Я увидел, что женщина, сидевшая через проход от меня, украдкой перекрестилась. И вот рев двигателей во много раз усилился и воздушное судно начало разбег. Скорость была все больше, и вдруг я почувствовал, что моё тело вдавило в кресло, и увидел, как стремительно удаляется земля. Всё, я летел. Это было незабываемо!
Ну что, %habrauser%, ты почувстовал себя на борту самолёта? Тогда добро пожаловать на крейсерский эшелон, мы продолжаем наш полёт!

Плейнспоттинг или просто споттинг

Что же такое споттинг ? Споттинг (от слова spot - наблюдать) - это вид хобби, при котором люди (споттеры) наблюдают за самолетами. Существует две разновидности споттинга: плейнспоттинг и радарспоттинг. О втором виде я расскажу чуть позднее. Обязательно советую посетить крупнейший и старейший плейнспоттерский сайт http://airliners.net/
Лучшие кадры получаются обычно с взлетно-посадочной полосы, и это логично. Но для этого надо как-то попасть на территорию аэропорта. Ниже будет описано как это сделать.
Вне аэропорта самые хорошие фотографии получаются вблизи глиссады. Глиссада - это такая часть траектории движения самолёта, на которой происходит непосредственное снижение перед посадкой. Самолет на ней двигается уже очень низко и поэтому его проще снимать. Если брать «Шереметьево», то глиссада проходит приблизительно по этой точке . Находиться в этой точке интересно, поскольку самолёты пролетают точно над головой, но для фотографирования она не особо подходит. Лучше пройти несколько десятков метров в сторону путей «Аэроэкспресса». Их видно с этой точки. Тогда можно получить вот такие кадры:


Это Airbus A320.


А это уже Falcon Aviation Services Embraer ERJ-135BJ Legacy 600.


Boeing 737. Следовал из Ростова-на-Дону в Москву.

Это всё, конечно, зашибись, но ни в какую не сравнится со споттингом внутри аэропорта. И этой осенью моя мечта сбылась! Я попал на такое мероприятие. И, причем, очень просто: всё, что я сделал, это вовремя заполнил и отправил анкету. А когда увидел своё имя в списке аккредитованных, то прыгал до потолка. И я не шучу.
Так почему же это так круто? Достаточно увидеть вот такой снимок.


Вот это настоящая красота! В десятке метров от тебя садится вот такая железная птица… Где еще такое можно сфотографировать?
Вот еще пара изображений с осеннего споттинга в Шереметьево.


A321 убирает шасси после взлёта. Рейс – AF 1145, Париж.


И в аэропорту бывают пробки. :)

Радарспоттинг

Для затравки - небольшой скриншот сайта flightradar24.com.


Да, это реальные самолёты. Их положение изменяется в реальном времени. Вот именно столько самолетов в данный момент находится в воздухе над Европой и центральной частью России.
На карте показывается положение всех судов, оснащенных передатчиком ADS-B.
ADS-B - Automatic dependent surveillance-broadcast. Это такой программно-аппаратный комплекс, который установлен сейчас в почти в каждом самолёте и передает информацию о координатах, скорости, эшелоне (высоте полета), курсе, коде самолета ICAO и идентификационном коде (squawk) воздушного судна.
Есть два режима работы ADS-B передатчиков.
  • Mode-A. Частота вещания - 1030 MHz. Передаются данные о высоте, squawk и ICAO коде самолета. А вот координаты не передаются.
  • Mode-S. Частота тоже 1030 MHz. Но используется другой тип передачи данных. В этом режиме передаются еще и координаты судна.
Вот как раз второй режим нам наиболее интересен. Как раз из-за координат. А иначе какой нам прок от знания скорости судна и незнания того, где он находится? Да никакого.
Отлично. Самолёт передает эти данные. Но как же нам их получить? А вот тут-то как раз всё просто и выезжать никуда не надо. Достаточно зайти на сайт, к примеру, flightradar24.com и увидеть всё своими глазами. У этого сайта, кстати, есть официальные клиенты под Android и iOS.
Достаточно открыть этот сайт в браузере, чтобы придти в шок от того, сколько самолётов в данный момент находятся в воздухе.
Заметьте, что не все самолётики одинаковые. Некоторые больше, а некоторые меньше. Помимо карты еще можно просмотреть информацию о самолете. Достаточно просто кликнуть на какой-нибудь самолётик и на карте появится его маршрут (цвет траетории меняется в зависимости от высоты полёта), также следующие данные.
  1. Название авиалинии
  2. Номер рейса
  3. Точка отправления
  4. Точка назначения
  5. Тип воздушного судна
  6. Номер воздушного судна
  7. Высота полёта
  8. Вертикальная скорость
  9. Горизонтальная скорость
  10. Шестнадцатеричный код
  11. Код ответчика (squawk code)
  12. Текущие координаты
  13. Текущий радар, в зоне действия которого находится судно
  14. Cockpit View
Cockpit View - очень интересная опция. Она загружает плагин Google Earth и отображает на ней то, какой был бы вид из кабины пилота. Но, к сожалению, такая опция работает только под Windows и Mac OS X. Выглядит это вот так:


Взято с doctaron.wordpress.com/.

Внимательный читатель спросит:«Скажи, автор, а как сайт получает сигналы с ADS-B передатчиков?».
А с помощью ADS-B приемников, уважаемый внимательный читатель. И купить можно абсолютно без проблем на ибее и ему подобных сайтах. Но, если честно, я бы не рекомендовал их брать, потому что такие донглы дороги и узконаправлены. А тут на хабре в конце лета было две замечательных статьи о тв-тюнерах с широченным диапазоном приема. С помощью таких штук и футбол можно посмотреть, и любимую песню послушать на радио и получить ADS-B сигнал.

  • Радиоприемник 60-1700 МГц на RTL2832 за 20 баксов или SDR для начинающих от Bluewolf
  • USB TV-тюнеры на rtl2832 - или как услышать в радиоэфире все за 600 рублей от BarsMonster
В подобных тюнерах используется связка Realtek RTL2832U + Elonics E4000. По проскакивающей в интернете информации, E4000 выпускать перестали. Поэтому появилась аналогичная конфигурация Realtek RTL2832U + R820T, работающая не хуже первой. Для того, чтобы получить данные с ADS-B передатчиков, нам понадобятся две утилиты - gnuradio и gr-air-modes.
После покупки приемника и правильной настоики софта, можно получить следующую картинку: http://80.69.146.146:3490/VirtualRadar/GoogleMap.htm

Автор, а зачем тебе радиостанция?

Как я уже писал в самом начале, я живу рядом с АП Шереметьево. А там действует огромное количество станций. Моя любимая - Шереметьево Старт/Посадка (Sheremetyevo – Precision), вещающая на двух частотах - 120.7 Мгц и 131.5 Мгц.
Послушав её, понимаешь, насколько интенсивно воздушное движение и какая нервная работа у диспетчеров.
Можно услышать следующее:
-Нордвинд 1563, занимайте 25 левая.
-Занимаю 25 левая. Пересекаю 25 правая. Нордвинд 1563.
-К взлету готов. Нордвинд 1563.
-Нордвинд 1563, взлет разрешаю.

-Нордвинд 1563, набирайте дедум 25 еко.
-Набираю дедум 25 еко. Нордвинд 1563.

-Нордвинд 1563, работайте с Москва-подход на 129.8 Мгц.
-Понял вас. Спасибо, досвидания. С новым годом вас. Нордвинд 1563.
-Спасибо, и вас.
-Благодарю.

Описание аэропорта Шереметьево, со всеми частотами, можно найти на здесь - http://www.radioscanner.ru/airbase/1.html .
И все частоты можно слушать онлайн в реальном времени тут - http://live.radioscanner.net/audio/32159 .
А радиостанция мне нужна, потому что у меня не всегда есть интернет, а слушать хочется всегда.

А я слышал, что можно погоду точную получить… Это так?

Да, это так. Есть две такие штуки - METAR и TAF.
METAR , (METeorological Aerodrome Report) - метеорологический код для передачи сводок о фактической погоде на аэродроме. Этот код содержит данные о скорости и направлении ветра, дальности видимости, атмосферных явлениях, облачности, температуре воздуха, точке росы, атмосферном давлении, плюс состояние взлетно-посадочной полосы. Обновляется один раз в 30 минут.
TAF - Terminal Aerodrome Forecast - прогноз на 24 часа или меньше. Действителен для 8-км зоны вокруг аэропорта.

Получить коды METAR и TAF можно из командной строки Ubuntu Linux, если установить из репозитория приложение «metar».
А затем ввести в терминале
metar UUEE
Здесь UUEE - код аэропорта Шереметьево. Вывод приложения будет примерно таким:
UUEE 292300Z 29006MPS 9999 OVC011 M05/M07 Q1014 NOSIG RMK 25420227 75450527
Я не знаю, кто может это понять. Ну кроме пилотов и диспетчеров. Поэтому нам следует запустить приложение с ключом -d. И код METAR будет автоматически расшифрован и представлен в таком виде:
UUEE 292300Z 29006MPS 9999 OVC011 M05/M07 Q1014 NOSIG RMK 25420227 75450527 Station: UUEE Day: 29 Time: 23:00 UTC Wind direction: 0 (N) Wind speed: 0 Wind gust: 0 Visibility: 9999 M Temperature: -5 C Dewpoint: -7 C Pressure: 1014 hPa Clouds: OVC at 1100 ft Phenomena:

На этом хочу откланяться и пожелать всем счастливого Нового Года! Надеюсь, вам было интересно читать мою статью и вы также заболеете самолётами, как я. :)

Ссылки
http://pilotseye.tv/ - нереальные фильмы о полетах!
flightstats.com - статистика. Самолеты, аэропорты, авиалинии. Задержки, расписания прилетов-вылетов.
www.radarspotters.eu/forum/index.php - форум по радар-споттингу

Теги: Добавить метки